Почему BPM и PEX все еще борются за место под солнцем? И что с этим делать?
В статье рассматриваются системные проблемы внедрения процессных подходов (в частности, BPM и PEX) и предлагаются меры по их решению.
- Отсутствие системного и постоянного обучения руководителей и команд.
Кейс 1. Год назад разрабатывая системный курс для одной крупной компании, которая больше 10 лет занимается внедрением производственной системы, я столкнулся с тем, что часть специалистов (с 10летним опытом!) не знают процессных нотаций. А если и знают, то используют только одну. Самое обидное – и не хотят знать. Говоря проще, пытаются молотком и пилить, и забивать гвозди, и красить.
- Заказчик пытается освоить инструменты сам. Из серии «мы читали в книжке». К сожалению, без понимания деталей, опыта внедрения и т.д. это путь в никуда. О многих вещах в книгах также не пишут.
- Минимальные вложения, инфоцыгане, вебинар на 2 часа. Изучение BPM и PEX – навыковое обучение. Оно в обязательном порядке должно содержать отработку инструментов и тут требуется большая качественная экспертиза. Попробуйте, например, научиться плавать онлайн. Научились? Только большая просьба не лезть в водоем или бассейн.
- Тренер без опыта внедрения или эксперт без способностей к обучению. И то и другое крайне плохо и негативно скажется на эффективности внедрения. Тренер без практического опыта будет рассказывать голую теорию и строить воздушные замки, которые не будут иметь ничего общего с реальностью. Специалист по BPM, который не умеет обучать взрослых людей, скорее просто отбубнит себе под нос лекцию с массой полезной информации, которую никто не воспримет.
- Нет обучения руководства. Обученные команды с энтузиазмом берутся за дело: моделируют процессы, собирают данные, оптимизируют сервисы. А потом приходят к руководителю, который задает вопрос: «А что значат эти квадратики? А какая нам от них польза? А зачем вы делали MSA и что это значит?»
В итоге, устав биться головой о стеклянный потолок люди выгорают и бросают это неблагодарное занятие.
- Проблемы заливаются деньгами. Хорошей метафорой здесь выступает море. Когда уровень воды (доходов) высок, то подводные скалы (потери, такие как брак, ожидание; непродуманная логистика; бюрократия и т.д.) скрыты и не мешают «судоходству». «Подумаешь плохо обслуживали оборудование, и оно сломалось – купим новое», «Ну и что, что клиент долго ждет, мы – монополисты, куда они от нас денутся» и т.д.
Но как только доходы падают, скалы «оголяются». Правда и в этом случае, многие начинают прибегать к сокращениям, «затягиванию поясов» и т.д. вместо системного разбора проблем.
- Отсутствуют подготовленные команды
- Процессы ведутся на «коленке», поскольку нет ИТ-решения для системной работы
- Никто не понимает целей и задач процессного подхода, и организация оказывает сильнейшее сопротивление инновациям
- Нет понимания и методик подсчета экономического эффекта и переиспользования результатов проектов
- Выбор процессов для оптимизации осуществляется «методом случайного тыка»
- И т.д. и т.п.
Как избежать подобной ситуации?
- Начать с экспресс-диагностики с приглашенным консультантом с последующей разработкой и утверждением стратегии изменений.
Цель – понять:
- в каких направлениях деятельности организации наблюдается наибольшая потребность в процессном подходе
- понять текущий уровень работы с процессами с точки зрения методологии, системы управления, ИТ и культуры
- сформировать четкие и понятные цели внедрения процессного подхода
- разработать план реализации намеченных изменений
2. Провести обучение руководителей и команд
Комментарии
А что такое PEX?
PEX = Process Excellence. В русскоязычной практике чаще "операционная эффективность". Это интегрированный подход по оптимизации процессов, включающий Лин 6 Сигма, Теорию ограничений, ТРИЗ, инструменты Дизайн-мышления. Он рассматривает методологии не как взаимоисключающие, а как набор инструментов для повышения производительности и эффективности процессов и систем.